alisa_gemini: (Gem-in-I)
alisa_gemini ([personal profile] alisa_gemini) wrote2013-04-17 04:58 pm

Броневичок-36. Про пользу знаний о гелиоцентризме

Вторую неделю ЖЖ ржет над женой футболиста, топчет ржущих за неэтичность и выясняет, где же грань: на Агнии Барто или на квадратных уравнениях. Разумеется, мне тоже есть, что сказать, куда ж без меня.

И для начала скажу вещь, очевидную для моих френдов, но вдруг кто зашел случайно.

Знания - это ценность. Да, знание, что Земля вращается вокруг Солнца, в повседневной жизни не нужно. Точно так же не нужно понимание статистики, корпускулярно-волнового дуализма и роли ДНК. Но в этом случае не стоит ужасаться телегонии, программированию воды, микроволнам, которые застревают в еде, аргументам типа "что мне ваши цифры, вот у моей знакомой все наоборот", страхам перед генно-модифицированными продуктами, распространености размера XXL и поклонению очередной разрекламированной фигне любого рода.

Такие люди, как жена футболиста, не вызывают у меня желания поржать. Моя реакция - ужас. Ужас от того, сколько их. И ужас от того, что это могут считать нормой, лишь бы детей рожали и были счастливы.

Недавно была история про девочек-близняшек, которые ответили, что холокост - это клей для обоев. Я недавно давала линк на статью, как их возили на экурсию в Освенцим. Они с женой футболиста одного поля ягоды, только жену футболиста полили финансовым компостом, а девочек-близняшек пока нет. А так, они одинаковы: милы, неагрессивны, умеют держаться, дремуче необразованны.

Местные (американские) аналоги тоже имеются. Широкие, широчайшие слои милых, неагрессивных и более-менее воспитанных людей с глубокими знаниями бейсбольных команд и сетевых пиццерий.

У меня большой вопрос, это их выбор или нет - быть такими ограниченными. Все же, ломоносовых, которые в безграмотном окружении втихаря читают книги, маловато. Обычному человеку либо придают импульс в нужном направлении, либо не придают. Да, у бедной провинциалки есть доступ к интернету, но откуда она знает, куда идти в этом нашем интернете, и что там искать? Откуда ей узнать, что есть википедия (хотя бы!), как отличить бред о телегонии от текста по генетике, и зачем вообще это отличать.

Представьте, что ребенок растет в недоброжелательном окружении, где не просто не подталкивают к знаниям, где от них утаскивают за все конечности, где ценность знаний низводят в минус, если в семье смотрят тупые шоу и читают Донцову (если вообще читают), то система самовоспроизводится, и найти там виноватых очень сложно. Но они все же есть.

Во-первых, это правители всех масштабов, которым эта система выгодна. Я не только о россиянах говорю, у нас тут есть собственные деятели. Народом, который с трудом представляет устройство мироздания, намного легче управлять.

Во-вторых, это либеральненькие в худшем смысле псевдоинтеллектуалы. Да, псевдо, потому что для настоящих знания обладают безусловной ценностью. Внутри этой категории кроется совсем мерзопакостная часть - добрые "этнологи", которые умиляются "благородным дикарям", низводя необразованных детей до уровня прикольных зверюшек.

В-третьих, это тот агрессивный слой из тупых и ограниченных дикарей, который тащи к знаниям, не тащи, все равно останется тупым и ограниченным, потому что так легче и веселее. А по дороге они будут топтать ногами всех, кто отличает Генделя от Гренделя. Ибо нефиг выпендриваться и вызывать комплексы непоноценности.

В Америке дети из образованных семей ограждаются от дикарей жизнью "в хорошем районе". В России, насколько я понимаю, родители пытаются решить проблему дикарей по мере проявления. И там, и там у детей из образованных семей будет "своя среда", не в школе, так дома или в кружках, секциях, с друзьями.

Хуже всего приходится таким, как жена футболиста или девочки-про-клей - ограниченым, но неагрессивным. Они не стали людоедами, но не развились дальше плясок у костра, потому что некому было их развивать. И даже некому было показать им, что развитие существует. Не знаю про жену футболиста, но у девочек оказался вполне здоровый морально-этический комплекс. На экскурсии в Освенциме с ними случилась истерика, и позже они удивлялись, как они могли всего этого не знать. И вполне оценили новый опыт и новые знания. Я думаю, таких среди необразованных если не большинство, то половина. Они не вызывают у меня смеха, они вызывают у меня ужас: как, зачем, почему их до такого довели? Как случилось, что никто и никогда не придавал им начального импульса?

И что с этим делать? Засылать десант интеллектуалов? Гады из первого пункта не дадут, потому что им невыгодно, сволочи из второго завопят, что насильно никого менять нельзя, а быдло из третьего встретит на пороге и отдубасит, чтоб не совались. А в семье еще добавят, что бред это все, ваши книжки, иди полы мой и не выпендривайся. От семьи многое зависит, и если семья не приемлет или не понимает, нужно большое упорство и везение, чтобы ребенок куда-то выбился. Я уже писала о том, что если отобрать у образованных семей часть ресурсов и вбросить их на спасение неучей, то львиная доля ухнет впустую, но образованных детей мы тоже потеряем.

Но и считать это нормой тоже нельзя. Я понимаю, что в наш вегетарианский век нехорошо расстраивать человека только потому, что ему где-то в жизни не повезло, но если неучей считать за норму, цивилизация вернется к изгнанию бесов и молитвам о дожде.

Так что, мне не смешно, мне страшно. И в первую очередь от того, что выхода я не вижу. Ни у вас, ни у нас его пока не нашли. Но я точно знаю, что нельзя оправдывать вопиющую необразованность. Лакуны в разных областях знаний есть у всех, но здесь мы видим не лакуны, здесь обрыв, бездна, и только ветер свищет.

Апдейт. Тупила над тем, сколько "н" в слове "образованны", меня аж на грамоту-ру отправили. А то ж застебете в таком посте за ошибку. И посмотрите, какое дивное сочетание мне там выпало. Чудесная иллюстрация к тексту, я считаю:

gramota

[identity profile] galeolaria.livejournal.com 2013-04-17 10:10 pm (UTC)(link)
Но я точно знаю, что нельзя оправдывать вопиющую необразованность.

Да, это самое главное - именно что - НЕЛЬЗЯ

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com 2013-04-17 10:16 pm (UTC)(link)
Ага. Просто нельзя. Потому что. См апдейт, кстати.
(screened comment)
(screened comment)
(screened comment)
(screened comment)
(screened comment)

(no subject)

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com - 2013-04-17 23:33 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] tandem-bike.livejournal.com - 2013-04-17 23:37 (UTC) - Expand

[identity profile] kitobow.livejournal.com 2013-04-17 11:20 pm (UTC)(link)
Ты видела фильм "Idiocracy (2006)"?

Там хорошо показан результат естественного отбора дикарей.

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com 2013-04-17 11:33 pm (UTC)(link)
Не смотрела, но неоднократно слышала :) Да, как-то так, да.

[identity profile] sorhed.livejournal.com 2013-04-18 08:47 am (UTC)(link)
Фильм не слишком качественный, там больше сатиры, чем смысла, никаким пророческим потенциалом он не обладает.

Но смешно.

[identity profile] jgofri.livejournal.com 2013-04-18 04:48 am (UTC)(link)
У меня эта девочка вызвала жалость и да, не то чтоб совсем ужас, но легкую форму.
А журналист вызвал брезгливость. Как любой, кто смеется над убогим.

[identity profile] ya-exidna.livejournal.com 2013-04-18 07:15 am (UTC)(link)
Совершенно согласна.
Смотрела - и мне было не смешно, а неловко и страшно.
Ибо выхода я тоже не вижу - кроме сохранения наших личных очагов образования. :(

[identity profile] himba.livejournal.com 2013-04-18 08:44 am (UTC)(link)
Оправдывать нельзя. Но обвинять в лоб - тоже.Я все время думаю: вот если б это интервью проводил любой другой журналист, старой школы, как бы он его провел?

[identity profile] sorhed.livejournal.com 2013-04-18 08:51 am (UTC)(link)
У людей (особенно у детей) есть естественное любопытство. Образование заключается в том, чтобы наиболее качественно его удовлетворять и ни в коем случае не закрывать. Ответ "я не знаю, отвали" на вопрос ребёнка должен считаться столь же серьёзным явлением, как домашнее насилие.

[identity profile] nika1vanova.livejournal.com 2013-04-18 10:03 am (UTC)(link)
вот и мне каждый раз интересно, кем являются родители таких людей и чем они думали когда-то.
хотя в другом месте где все это обсуждают, прицепились к тому что тетка не знала про Агнию Барто и Маршака. Хотя я из них, например, читала только Маршака и все что я о нем помню: это такая зеленая книжка. Так что на часть вопросов я бы тоже не ответила, ну и что. язато я помню другие вещи из школьной программы

[identity profile] whocares1970.livejournal.com 2013-04-18 11:37 am (UTC)(link)
Прaвильнo. Я вoт дaвнo гoвoрю, чтo все эти aйфoны преврaщaются в рукaх мнoгих людей в идoлoв или в aмулеты. Пoтoму чтo эти люди не имеют ни мaлейшегo пoнятия o тoм, кaк всё этo рaбoтaет. Не тaкoй уж глупoй прaктикoй были курсы/экзaмен пo устрoйству aвтoмoбиля перед выдaчей прaв в СССР. Несмoтря нa фoрмaлистику и пoкaзуху.

Тoлькo я бы скaзaл, чтo знaния сaми пo себе тoже не дoлжны преврaщaться в идoлoв, нужнo критическoе мышление, спoсoбнoсть приoбретaть нoвые знaние и oтсеивaть псевдoзнaния.

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com 2013-04-19 03:19 pm (UTC)(link)
Чтобы отсеять псевдознания, нужен фундамент из базовых знаний. Неуч с критическим мышлением - это тот самый дурак с инициативой, который страшнее простого дурака.

(no subject)

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com - 2013-04-19 15:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com - 2013-04-19 15:35 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com - 2013-04-19 15:42 (UTC) - Expand

[identity profile] aono.livejournal.com 2013-04-18 12:43 pm (UTC)(link)
Вообще, конечно, это норма. Другое дело, что последние лет шестьдесят эта норма многим не нравится, и надо бы ее поменять - но прежде чем норму менять, надо сначала признать ее нормой.

[identity profile] ladochka.livejournal.com 2013-04-24 11:38 am (UTC)(link)
Так всегда в жизни:
Хочешь остаться на месте - беги со всех ног, а вот если хочешь куда-то попасть, то надо бежать еще быстрее! (неточная цитата, Л.Кэрролл, Алиса в зазеркалье)
Людям деградировать очень просто, для этого достаточно ничего не делать.
Edited 2013-04-24 11:39 (UTC)

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com 2013-04-25 06:44 pm (UTC)(link)
Да. Абсолютно так. Здесь, в иммиграции, я видела деградировавших людей, которые все еще считают себя интеллектуалами, которыми в последний раз были лет пятнадцать назад на родине. И остались на том уровне развития. Печальное зрелище.

[identity profile] borzytasha.livejournal.com 2013-05-07 06:57 am (UTC)(link)
Вы так смешны, приводя явления телегонии и программирования воды как примеры мракобесия ))). Этим Вы лишь показали, как недалеко ушли от жены футболиста

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com 2013-05-07 06:59 am (UTC)(link)
Да-да-да, а еще астрология, очень точная наука!

Ну-ка, научное обоснование телегонии. ДНК уже, понимаете ли, до мелочей разобрали, телегонии не обнаружили. Вперед. Жду :)

Вот что бывает, если в школе плохо учиться.
Edited 2013-05-07 06:59 (UTC)

(no subject)

[identity profile] borzytasha.livejournal.com - 2013-05-07 09:22 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com - 2013-05-08 20:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] oddmuse.livejournal.com - 2013-05-08 22:38 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] borzytasha.livejournal.com - 2013-05-09 17:29 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com - 2013-05-09 17:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] borzytasha.livejournal.com - 2013-05-09 17:52 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com - 2013-05-09 17:57 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com - 2013-05-09 16:30 (UTC) - Expand

[identity profile] tandem-bike.livejournal.com 2013-05-08 11:03 pm (UTC)(link)
ну-ка ну-ка, а как воду программируют?? про телегонию молчу потому что не знаю хто она. а про воду знаю. так расскажите нам про программирование воды. умоляю.

[identity profile] galeolaria.livejournal.com 2013-05-08 11:17 pm (UTC)(link)
Детко, это и есть наилучшие примеры махровейшего мракобеся

(no subject)

[identity profile] borzytasha.livejournal.com - 2013-05-09 17:30 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] galeolaria.livejournal.com - 2013-05-09 20:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] borzytasha.livejournal.com - 2013-05-11 11:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] galeolaria.livejournal.com - 2013-05-11 13:46 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] borzytasha.livejournal.com - 2013-05-12 19:45 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com - 2013-05-13 00:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] galeolaria.livejournal.com - 2013-05-13 08:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] galeolaria.livejournal.com - 2013-05-13 08:09 (UTC) - Expand

[identity profile] gimli-m.livejournal.com 2013-05-09 01:09 am (UTC)(link)
Однако. В какой однако большой опастности нынче галактика. Программирование воды.

Откомпилируйте мне пару мегалитров Тихого Океана, пожалуйста. Хочу "hello world" вдоль побережья Калифорнии.

(no subject)

[identity profile] borzytasha.livejournal.com - 2013-05-09 17:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com - 2013-05-09 17:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] borzytasha.livejournal.com - 2013-05-09 18:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com - 2013-05-09 18:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] borzytasha.livejournal.com - 2013-05-09 18:32 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com - 2013-05-09 18:33 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] galeolaria.livejournal.com - 2013-05-09 20:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com - 2013-05-09 20:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] borzytasha.livejournal.com - 2013-05-11 11:58 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com - 2013-05-12 15:06 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] borzytasha.livejournal.com - 2013-05-11 11:54 (UTC) - Expand

[identity profile] nastia-durasova.livejournal.com 2013-05-23 12:16 am (UTC)(link)
Мне такие соображения приходили в голову. Может, это нормальное явление природы, когда процент популяции должен обладать во такими качествами, типа радушной тупости. Нельзя всей популяции быть очень-но образованными, а уж гениальными и подавно. Нужен процент стабильности.
Ну я не биолог ни разу так что это моя сумбурная теория....

[identity profile] gem-in-i.livejournal.com 2013-05-23 02:15 am (UTC)(link)
Не знаю, не знаю... когда значительный процент популяции становится радушно тупыми, государством управляют мракобесы. Как-то это не очень хорошо.